Культурный статус TATTOO




 

  Хотя, с точки зрения психиатрии, татуировка чаще относится к психопатично-индивидуальной среде, в большинстве случаев, явление татуировки сопровождает массовые события и изменения в обществе. Несмотря на то, что есть всего лишь несколько изданий по этой тематике, но на научном психологическом уровне, татуировка еще не разбиралась -существуют лишь категоричные высказывания нескольких "светил" типа Ламброзо и Лихачева, оценивающие этот феномен как атрибут асоциальной тенденции.

 

Пытаясь отыскать причины татуирования в недрах социальных процессов, ученые психиатры забыли всего одну лишь вещь- общество успело развиться от первобытнообщинного строя к тому, что мы имеем сейчас, но татуировка как была, так и осталась, со всем букетом своих различных аспектов и значений. Посему оставим таковые высказывания на совести высказывающихся, и попробуем отследить татуировку в социуме.

 

Начать этот обзор придется с констатации факта того, что татуировка всего лишь способ нанесения изображения, а вот использование этого способа применительно к людям может быть различным. И как не странно, многие врачи-психиатры, чиновники и социологи и представители религиозных культов, заявляющие о том, что татуировка- это грубая антисанитарная практика, достойная только преступников и дикарей сами того не осознавая, выступают в роли реабилитаторов того самого "прогрессивного сообщества" которое использовало древнюю ритуальную практику татуировки в своих неблаговидных целях, низведя ее до практики маркировки преступников, что бы потом же и обвинить татуированных в дикарстве и асоциальности.

 

         Начнем по пунктам:

 

                                            РЕЛИГИОЗНЫЕ ЗАПРЕТЫ

 

 

 

Древнейший запрет на ношение татуировки был зафиксирован в Библии. В послании к Левитам говорилось о том что бы не наносить на тело надрезов и знаков и не сбривать волос с висков(19:28), Изначально можно уследить некие несовпадения в воззвании к иудеям, практиковавшими не только татуирование, но и более существенное принудительно- обязательное обрезание крайней плоти у младенцев. Оставляем решать читателю, что является более существенным; сознательное нанесение изображений в соответствии с древней практикой или насильственная (а иначе не назовешь, так как у детей обычно ничего не спрашивают) практика, характерная для мусульман и иудеев...

 

Обращаясь к этой записи, Римский папа Адриан, в 787году, запретил повсеместную практику татуировки. Но, несмотря на запрет, татуировка получила массовое распространение в среде пилигримов посещающих святые места. Мотивами для таких татуировок послужило изображение креста и монастырей, священных мест и времени путешествий. Несмотря на культивацию церковью практики татуировки как греховной-татуированные пилигримы имели достаточную пользу от ношения таковых изображений, помогающих им найти общий язык в многоязыковой толпе паломников.

 

 

 

 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПРАКТИКА ДЕМОНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ТАТУИРОВАНИЯ В АНГЛИИ

 

 

Позднее, в средние века, мы можем зафиксировать запреты татуировки во времена норманнского вторжения в Англию, и вполне возможно, что победители просто хотели выделится среди татуированного местного населения островов, так как мы обладаем сведениями о семейной геральдической практике татуировки у англов, датчан, норвежцев и саксов. Но и здесь форпостом гонений выступала церковь.

 

 

 

 

КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ТРАДИЦИЯ МАРКИРОВКИ ПРЕСТУПНИКОВ

 

 

 

Неготивизация практики нанесения изображения на тело была постоянной, но во времена Величайших географических открытий, эти цели получили дополнительный стимул для осуществления. Татуировка местных "дикарей" стала аргументацией в пользу их примитивности, что в совокупности с непонятными мировоззрением и обрядами автохонтов, автоматически ставило их на один уровень с животными, в глазах прогрессивных европейских завоевателей.

 

 

 

 

МАРКИРОВКА ПРЕСТУПНИКОВ И РАБОВ

 

 

Конкистадоры встретившие татуированное население центральной Америки, сразу записали практику татуирования в ранг "дикарств" и атрибутов примитивности племен майя и ацтека, несмотря на то, что эти цивилизации во многих отношениях превосходили, "продвинутых" в области культуры, испанцев. Но, как не странно, переняв "дикарство" от индейцев испанцы нашли древней тотемической практике более прогрессивное применение татуирования в виде наказания матросов и маркировки рабов в колониях Нового Света. Эта практика позднее будет реанимирована в постыдном виде, когда заключенные концентрационных лагерей и в Германии и в России, подвергнутся насильственной маркировке.

 

Перенесясь из Испании, времен инквизиции, в азиатский Китай, мы можем узреть ту же самую картину, но здесь государство, взяв на вооружение этническую практику соседних кочевников и местных племен, возводит татуирование в ранг официального наказания для своего же собственного населения. Не отстают от своего восточного соседа еще две крупнейшие евроазиатские державы; В Турции и России клеймению подвергались рабы и гребцы на галерах, во времена Иоанна Грозного реанимируются наказания в виде клеймения на лбу буквы "В" уродуются в виде наказания лица (отрезаются носы или рвутся ноздри). И только к середине 19-столения, во всех странах (за исключением Китая) практика насильственной маркировка преступников сходит на нет, видимо по причине перехода от рабовладельческого строя к более прогрессивной форме взаимоугнетения).

 

 

 

 

ВАРВАРСТВО ТАТУИРОВАННЫХ ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

 

Об этом термине (варварство), применяемом христианскими миссионерами всех конфессий к татуированному местному населению "вновь открываемых земель" можно писать много, но мы ограничимся всего лишь несколькими вопросами: были ли культурные показатели миссионеров и переселенцев выше "благородных дикарей" островов Океании, обеих Америк, Сибири и Африки? Правомочно ли насильно внедрять инородные поведенческие установки на других территориях, при условии что сами носители "истины в последней инстанции" не всегда им соответствуют. Чем закончилось подобное "окультуривание" история может дать вполне конкретный ответ-деградацией, истреблением и геноцидом местного населения, лишенного своих культурных корней.

 

 

 

 

ВОЕННЫЕ ТРАДИЦИИ

 

 

Другой религиозный аспект татуировки дошел до наших дней в виде конфронтационной практике на территории Балкан, где этнические стили татуировки у боснийцев и хорват получил новую окраску во времена мусульманского вторжения в Европу. Враждующие стороны, совершая взаимные набеги, оставляли религиозные маркировки на женском населении Балкан, подчеркивая их религиозную и этническую принадлежность. Поскольку реальное значение ритуальной практики татуирования утрачено, мы можем только догадываться о причинах столь массового явления. Мусульманские вожди имели отдельную практику татуирования своего гарема, обряд, корнями уходящий в древнетюркское прошлое. Этим могла объяснятся ответная практика нанесения славянскими католиками на лица и руки символики, состоящую из религиозной и этнической орнаментологии и символизма.

 

 

 

 

ТАТУИРОВКА И АССОЦИАЛЬНОСТЬ

 

 

 

В исследованиях медицинских функционеров можно найти сотни статей относительно дерматологии, и нескольких рассеянных слов относительно риска для подростков, но ничего иного. Повсюду, в большинстве стран мира, маркировка кожи идентифицировала социальный класс, брачную пригодность, красоту, профессиональные навыки и ремесла. В любом из этих случаев татуировка носила положительный индивидуально клановый культурный статус, но современное общество, начиная с эпохи средневековья использовало нанесение татуировки как статус рабства или криминала.

 

Отдельной графой можно занести двусмысленное использование татуированных людей для показа их на ярмарках и в цирках. Но и здесь стоит задать себе вопрос, кто культивирует негативное отношение к татуировке желающие заработать на диковинках дельцов и аферисты подобные принцу Георгу, выдающие себя за невинно пострадавших от дикарств туземцев или же все остальные татуированные, свято блюдущие социальный статус своих изображений?

 

В 70 годы прошлого столетия, социум начал очередной этап демонизации татуировки и связано это с молодежными движениями анархистского толка и хиппи, требовавших для себя никак не меньше чем свободы от этого самого социума. И опять же, в попытке осадить бунтарский дух государства всех стран начали культивировать негативный имидж для тату в фильмах где главные злодеи имели незаменимый атрибут татуировки. Но мы то знаем, какие именно цели преследовали чинуши, и остается лишь с удовольствием констатировать факт того, что как и во многих других случаях эффект антипропаганды был абсолютно противоположен!!! Утверждение что татуировка это признак отдельных маргинальных элементов, можно отсмотреть на старых видео и кино съемках времен Вудстока и убедиться что когда маргиналов несколько сотен тысяч, то значит проблемы не у этих людей, а наоборот, у государств, создавших таковые условия, когда люди были поставлены перед вопросом самоопределения. Выбор нам известен.

 

 

 

 

                                              ЭПИЛОГ

 

 

Так что если взять весь спектр тату культуры и сравнить его с тем самым государственным процессом демонизации тату, то выводы очевидны. Единственным трудно оспоримым фактом приводимым психиатрами и чиновниками остается действительно имеющийся в наличии тюремный аспект татуировки и псевдоасоциальность татуированных современного сообщества.

 

Разбирая психологические причины бодимодификации, невозможно не обратить внимание на высказывания многочисленных светил психоанализа типа Чарльза Ламброзо, заявившим что склонность к татуированию имеют исключительно представители человечества имеющие склонность к насилию или другие психопатические отклонения.

 

Ну что ж... разберем в примерах - возьмем за образчик Альберта Эйнштейна и маньяка Чикатило. Начинаем сравнивать-один татуированный гений (с безусловно нестандартной психикой), другой- не татуированный маньяк. Или же многочисленные коронованные особы начала века, музыкальные деятели и все те кто просто решил подчеркнуть свою индивидуальность. Они тоже имеют психические отклонения? Единственным реальным отклонением для этих людей можно признать только более выраженное по отношению к другим ЭГО, индивидуальности и всего того за что в отдельных случаях принято награждать различными регалиями). Утверждение же что вышеприведенные примеры единичны, не представляют собой реальной аргументации, так как исключения в среде татуированных тоже не правило, а количество маньяков и маргиналов не может быть измеряно татуированным населением.

 

Так в чем проблема?

 

В наличии криминального аспекта татуировки?

 

Но кто ни будь из психиатров задавался себе вопросом, что эта практика имеет не криминальное прошлое с тысячелетним стажем?

 

Кто ни будь из психиатров способен отличить профессионально выполненную работу с определенной смысловой нагрузкой? кто ни будь вообще способен читать по телам и оценить тот вклад, который внесло государство в неготивизацию процесса?

 

Думается что нет, хотя тема для изучения именно для социологов и психологов достаточно интересная, хотя бы для того, что бы не вешать ярлыки, а просто взять и тщательно изучить материалы связанные с культурой татуировки. 

 

http://www.tattoos.uz



Обновлен 07 дек 2011. Создан 06 дек 2011